История становления,
современный этап Космических войск.
Летний период обучения 2001 учебного года
личный состав нашего соединения, объединения ракетно-космической обороны
начинало в составе
нового рода войск - Космических войск, созданных в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации. Данное решение явилось результатом серьезной проработки экономических,
военно-технических и социальных
аспектов реформы военной
организации Российской Федерации.
Под
руководством Президента Российской Федерации 9
ноября 2000 года прошло заседание Совета безопасности по
рассмотрению вопросов реформирования
военной организации государства в целом. Оно стало логическим продолжением
заседания Совета безопасности, прошедшего 11 августа, а также совещания членов Совета безопасности 27
сентября 2000 года. В результате
намечена программа действий на период до 2010 года по формированию перспективного облика военной организации
России, всех задействованных в военном строительстве структур государства. В
январе 2001 года Президент
РФ утвердил План строительства и
развития ВС РФ на 2001-2005 годы. При
его разработке проведен детальный
анализ состояния и перспектив развития военно-политической обстановки,
всесторонне учтены реальная ситуация с состоянием Вооруженных Сил и возможности
государства по их военно
- экономическому обеспечению.
Главная цель строительства и развития
Вооруженных Сил - приведение их структуры, состава и численности в
соответствие с характером и направленностью угроз военной безопасности
России, финансово-экономическими
возможностями государства. В соответствии с утвержденным Планом в 2001-2005
годах будет обеспечен планомерный переход к трех видовой структуре Вооруженных Сил (Сухопутные войска,
Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской
Флот) с повышением качественных
параметров войск. В их числе,
прежде всего мобильность, управляемость, профессионализм,
твердая воинская дисциплина
и правопорядок.
Ракетные
войска стратегического назначения преобразуются в род
войск Вооруженных Сил с выведением из их состава войск
ракетно-космической обороны, космических сил и средств. На их основе начато
формирование нового рода - Космических
войск. Указом Президента Российской Федерации от 28 марта 2001 года командующим Космическими
войсками назначен генерал-полковник Перминов Анатолий
Николаевич (до назначения на эту должность - начальник Главного штаба - первый
заместитель Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения).
Следует подчеркнуть отличительную особенность
нынешнего этапа реформирования - его социальную направленность. Как заявил
11 мая на совещании Совета безопасности, посвященном решению социальных проблем военнослужащих, Президент России В.В.
Путин: «Все действия
в области военных
преобразований нужно предпринимать, решая
неотложные проблемы, имеющиеся в
сфере материального обеспечения и социальных проблем военнослужащих. С этого
нужно начинать». Данные слова подкреплены просчитанной программой поэтапного
повышения денежного довольствия, решения
жилищных проблем военнослужащих,
в том числе за счет пролонгации Президентской
программы государственных жилищных сертификатов, срок действия которой
истекает в 2002 году.
Космическая деятельность государства - важнейший признак общего
экономического, технологического и военно-политического развития страны,
престижа в мировом сообществе.
В
соответствии с Законом Российской Федерации «О
космической деятельности» она
относится к категории высших государственных
приоритетов и осуществляется в
интересах укрепления экономической,
научно-технической и оборонной мощи
России.
Военной
доктриной Российской Федерации определено, что основными целями применения
Вооруженных Сил являются обеспечение
сдерживания агрессии против
России и ее союзников, а в случае развязывания военных действий, угрожающих
национальным интересам, - вооруженная защита целостности и неприкосновенности территории Российской
Федерации. Качественно решать эти задачи в XXI веке без использования
космических средств не представляется
возможным.
Национальные технические средства контроля, к которым относятся
космические средства разведки, обеспечивают заблаговременное получение информации о состоянии вооруженных сил других
государств. С помощью этих средств также осуществляется контроль
соблюдения двусторонних и многосторонних международных договоров, соглашений и
конвенций.
Нельзя не
сказать и о такой важнейшей функции, решаемой с помощью космических средств,
как обеспечение управления страной, Вооруженными Силами, в том числе группировками войск (сил),
стратегическими ядерными силами. Неоценимый вклад вносят в решение
этой важной задачи космические комплексы
и системы связи, ретрансляции и управления.
Тенденция
совершенствования вооруженных сил
наиболее развитых государств убедительно свидетельствует о
непрерывно возрастающей роли
национальных космических средств в обеспечении высокой боевой готовности
войск и сил флота. Анализ особенностей последних региональных (локальных)
войн и вооруженных конфликтов (в
зоне Персидского залива в 1991 и 1999 годах,
в Югославии в 1999 году) показывает, что значительное влияние на их
подготовку, ход и результаты оказало интенсивное использование заранее
созданного единого информационного поля на основе космических комплексов
и систем.
Космические силы и средства позволяют
повысить уровень реализации имеющегося боевого потенциала
Вооруженных Сил России в 1,5 --2 раза, а также обеспечивают возможность их
качественного реформирования с учетом современных требований по своевременному
стратегическому предупреждению и высокой
боевой готовности к немедленному отпору агрессии, оперативности и
устойчивости боевого управления во всех звеньях, широкому использованию
при ведении боевых действий высокоточного оружия, мобильности и
постоянной готовности к применению войск
и сил флота Космические войска как
род Вооруженных Сил - новая
страница в истории Российской армии и в освоении космоса. Но у них есть своя предыстория.
История развития Военно-космических сил.
Становление Военно-космических сил началось более четырех десятилетий назад, когда 4 октября 1957 года
наш первый искусственный
спутник Земли возвестил миру о
начале космической эры.
Строительство Военно-космических сил проводилось в условиях
коренных изменений геополитической и стратегической обстановки в мире,
сохранения, а в ряде случаев и
обострения, политических, экономических, национальных, территориальных, религиозных и
иных противоречий между отдельными
государствами и внутри их, дробления военно-экономического потенциала
СССР.
Первые воинские формирования космического
назначения в СССР образованы во второй
половине 50-х годов в составе Ракетных войск в связи с подготовкой и запуском (4.10.1957 г.)
первого в мире
искусственного спутника Земли. К
концу 50-х годов организационная структура
частей космического назначения
(космических частей) включала
испытательное управление, отдел инженерно-испытательной части и
полигонный измерительный комплекс на Байконуре. Руководство работами по
космической тематике осуществлялось Главным управлением вооружения Ракетных
войск, в составе которого в 1960 году образовано специализированное управление
ИСЗ и космических объектов (начальник -
генерал-майор инженерно-технической службы К.А.
Керимов). В 1963
году принят на вооружение первый космический аппарат (КА) военного
назначения, положивший начало использованию космического пространства в
интересах обороны страны. Для
централизованного руководства созданием и применением космических средств в
октябре 1964 года образовано Центральное управление космических средств (ЦУКОС)
Министерства обороны (начальник -
генерал-майор Карась А.Г.) с подчинением РВСН, которое в марте 1970 года
реорганизовано в Главное управление космических средств (ГУКОС) Министерства
обороны с включением в его состав частей космического назначения. В
1961-1970 г.г. осуществлялись запуски одиночных КА для
выполнения отдельных задач разведки, связи и навигации. В 1971-
Постепенно задачи, решаемые космическими частями, приобретали межвидовой
характер. Этому также способствовали и растущие возможности
космических средств. В результате к концу 70-х годов объективно
возникло и начало обостряться противоречие между
межвидовым характером решаемых задач и видовой подчиненностью военного космоса.
В этих
условиях руководством Министерства обороны
в 1981 году
было принято решение о выделении Главного управления космических средств
(ГУКОС) из состава РВСН и подчинении его непосредственно Генеральному штабу. В
1986 году ГУКОС было преобразовано в Управление начальника космич (УНКС).
Этими
решениями был дан импульс дальнейшему развитию космических сил и средств в
интересах всех видов и родов войск Вооруженных Сил, особенно космических
комплексов и систем, обеспечивающих деятельность Генерального штаба. В течение
последующих 10 лет на вооружение было принято более 20 космических комплексов и
систем, в том числе разведки, связи,
боевого управления и
ретрансляции, обеспечивающих выполнение именно межвидовых задач.
В 1992
году УНКС было преобразовано в род войск центрального подчинения -
Военно-космические силы (ВКС), в состав которых вошли космодромы
Байконур, Плесецк, Свободный, а также Главный центр управления
космическими аппаратами военного и
гражданского назначения.
В ноябре
1997 года ВКС были расформированы, а Государственные испытательные космодромы и Главный
испытательный центр испытаний
и управления космическими
средствами, научно-исследовательский институт и Военная инженерно - космическая академия им. А.Ф.
Можайского включены в состав
РВСН. Для координации космической деятельности, а также организации повседневной работы воинских частей и
учреждений запуска и управления КА в
РВСН было создано Управление
космических средств, возглавляемое заместителем
главнокомандующего РВСН по космическим средствам - начальником
Управления космических средств.
Командующими ВКС в различные периоды были:
генерал-полковник В.Л. Иванов (июль 1992-октябрь
За последние
годы создана прочная юридическая
база космической деятельности. Ее основу составляют принятый в
1993 году Закон Российской Федерации «О космической деятельности», заложивший
основы космического законодательства в
нашей стране, а также одобренная в 1996 году Правительством РФ «Концепция
национальной космической политики России» на
10-летний период, определяющая
главные цели, принципы, приоритетные направления и
первоочередные задачи политики России в области космоса.
Создание
33 года назад и последующее развитие Войск
ракетно-космической обороны (РКО) (до 1993 года они назывались
Войска противоракетной и противокосмической обороны) было
обусловлено противостоянием двух сверхдержав - СССР и США, появлением и
совершенствованием ракетно-ядерного
оружия, постепенным освоением космического пространства как перспективного театра военных действий, а в мирное время -
как области ведения разведки и
противодействия ей. В 1967 году в США завершилось создание стратегической триады. В ответ на эти угрозы Советский Союз
приступил к разработке систем вооружения для ПРО, ПРН, ККП и ПКО.
Специфика решаемых задач
предопределила дальнейшее развитие и объединение всех этих систем в
единую - РКО. Основным заказчиком ее было определено
Главное командование Войск ПВО.
Единым координационным органом по разработке и производству техники для
РКО стало в 1970 году Центральное
научно-производственное объединение, ныне
Межгосударственная акционерная корпорация (МАК), «Вымпел».
Длительное время факт существования войск РКО и их
предназначение, имена всех должностных лиц нового формирования, а также ученых
и конструкторов оставались
«тайной за семью печатями». Даже
в программе обучения в Военной академии
Генерального штаба, где готовились крупные военачальники, о войсках ПРО
и ПКО до определенного времени умалчивалось, ограничиваясь общими понятиями.
Войска РКО
призваны решать следующие задачи:
Время
убедительно доказало оправданность создания
стратегической ракетно - космической обороны, ибо благодаря ее наличию в
течение нескольких десятилетий реализуется поддержание стратегического
равновесия и предотвращение ядерной войны.
А)
Система предупреждения о ракетном нападении
На СПРН
возлагаются задачи получения и выдачи информации предупреждения о ракетном нападении на пункты
государственного и военного управления,
формирования информации предупреждения для системы ПРО и выдачи
данных о космических объектах для
системы ККП. В состав СПРН входят две компоненты:
Выработка
данных от всех информационных средств
СПРН космического и наземного базирования, от информационных средств
ПРО и СККП
позволяет своевременно, точно и достоверно установить факт ракетного
нападения, государство - агрессор, степень угроз системам боевого
управления, стратегическим ядерным силам
с тем, чтобы военно-политическое
руководство России смогло принять решение об эффективном
применении Вооруженных Сил адекватно
степени реализованной угрозы. Система предупреждения о ракетном
нападении играет важнейшую роль в
поддержании стратегического равновесия и предотвращения ядерной войны. Она
призвана обеспечить необходимым запасом времени
для принятия решения на удар возмездия. Агрессор должен знать,
что, если он поднимет ракеты, мы успеем нанести
ответно-встречный или ответный удар. При этом наиболее эффективным средством
сдерживания является ответно-встречный
удар, позволяющий решить задачи сдерживания более экономичным путем при
минимальных затратах на перевооружение стратегических ядерных сил.
Если же разрушить СПРН и
минимальный ракетно-ядерный потенциал, необходимый для ответно-встречного
удара, то произойдет значительное уменьшение
стратегической стабильности и у агрессора может
появиться соблазн избежать
ответно-встречного удара. Роль системы ПРН на современном этапе
возрастает. Это обусловливается
увеличением количества государств-обладателей ядерного оружия и средств его
доставки, что приводит к возникновению «разнонаправленных» угроз ракетного нападения
для России. Роль и значение СПРН
будет нарастать также и по мере
сокращения ядерных арсеналов у основных стран, владеющих им, потому что, чем
меньше ракет в ударе, тем точнее
должны быть данные для принятия
решения на нанесение широкомасштабного
ответно-встречного удара. Исходя из установок новой военной доктрины,
связанных с ядерным оружием, открытой позиции России
относительно ее права на
применение ядерного оружия будет возрастать и роль СПРН как
единственного средства или условия, определяющего принятие решения на
применение своих СЯС Вместе
с тем, в результате распада СССР вопрос поддержания в
боеготовом состоянии
радиотехнических узлов второго эшелона СПРН
резко осложнился. Радиолокационные станции СПРН оказались на
территории первоначально шести
государств, затем пяти после демонтажа Скрундской
РЛС. Подписанное 6 июня 1992 года
главами государств СНГ соглашение, предусматривающее сохранение узлов СПРН в единой системе, полностью своей
задачи не решило. Эти объекты стали
собственностью тех государств, на чьих территориях они находятся. В связи с
этим возникли серьезные проблемы с финансовым, тыловым и инженерным
обеспечением узлов, а также комплектованием их призывным контингентом и
офицерским составом. Кроме России и Украины ни одно из государств не
вкладывает своих средств в обеспечение жизнедеятельности узлов.
Большинство действующих средств СПРН
создавалось в период 1968-
Б)
Система контроля космического пространства
и противокосмической обороны Силы
и средства контроля космического
пространства во взаимодействии с информационными средствами
СПРН, ПРО и другими информационными системами выполняют задачи контроля
космического пространства и выдачи
информации о космической обстановке
на пункты управления
государственного и военного
руководства. Системой определяются характеристики и
назначение всех космических аппаратов, а также состав орбитальных группировок
космических систем России и иностранных государств с их
распознаванием и выдачей целеуказаний
комплексу ПКО на поражение назначенных космических объектов. Она с высокой степенью надежности
обеспечивает обнаружение, распознавание
и сопровождение иностранных ИСЗ, проходящих над территорией России в условиях радиомолчания как на
высокоэллиптических, так и стационарных орбитах, а также точно прогнозирует сход
с орбит отечественных
космических объектов в штатных и аварийных ситуациях с точным определением
времени и места их падения.
Система автоматически снимает информацию со средств обнаружения СПРН и ПРО по
космическим объектам при прекращении существования и схода их орбит по траекториям БР, чем
повышается надежность СПРН и исключается выдача ложной информации
предупреждения. К настоящему времени в
нашей стране создан единственный
центр контроля космического
пространства (ЦККП), оснащенный быстродействующими ЭВМ. ЦККП
функционирует в автоматическом режиме, производя обработку
информации о космических объектах на высотах до 40 тысяч километров. Данные
поступают как от средств СПРН, ПРО и других источников, так и от
собственных специализированных радиотехнических и оптико-электронных
комплексов зондирования космического пространства. За время принятия на
вооружение с 1992 года ЦККП продемонстрировал
высокую эффективность. Так, система контроля космического пространства
обнаружила МКК «Шаттл» США, китайские ИСЗ
серии «Чиком», обеспечила контроль
испытаний противоспутниковой системы «АСАТ» США и первых
экспериментов по программе СОИ «Дельта-180». Ею были
определены районы падения отечественных
КА «Космос-954» с ядерной установкой в Канаде 24 января 1978 года в безлюдном месте и КА «Космос-1402» в
Атлантическом океане вблизи острова Вознесения 7 февраля 1983 года. В 1985
году по данным
СККП к многотонной
станции «Салют-13», обреченной на падение с
непредсказуемыми последствиями, был подведен транспортный корабль «Союз Т-13»
с космонавтами Джанибековым и Савиных. Станция была
спасена. В марте нынешнего года СККП совместно со средствами нашего соединения
работала по выполнению задачи затопления космической станции «Мир». В условиях
возрастания роли космического пространства
в решении мирных и военных задач у СККП появляются новые задачи:
·
информационное обеспечение поддержки реализации Россией своих прав
по использованию космического пространства;
·
информационное обеспечение
противодействия средствам космической разведки, в том числе для
сохранения мобильной группировки СЯС;
·
экологический мониторинг космического пространства;
·
контроль за испытаниями и возможным развертыванием элементов системы ПРО космического базирования.
Разработка системы противокосмической обороны для уничтожения
космических аппаратов противника проводилась по программе «Истребитель
спутников» в ЦНИИ «Комета» под руководством академика Анатолия Савина
совместно с главным конструктором ЦКБМ Владимиром Челомеем.
К Концу 60-х годов был создан специальный автоматизированный комплекс ПКО.
Он состоял из
наземного командно-вычислительного
и измерительного пункта
в Подмосковье, специальной стартовой площадке на полигоне
Байконур, ракеты - носителя и космического аппарата-перехватчика с
радиолокационной и тепловой головками самонаведения с осколочной боевой частью
и ИСЗ-мишени для комплекта ПКО «Истребитель спутников». В августе 1970 года по целеуказаниям ЦККП
комплекс ПКО «ИС-М» с тепловой
головкой наведения впервые в мире поразил аппарат-мишень. СССР опередил США на
15 лет. В последующем на комплексе <ИС-М> была проведена модернизация и 1 июля 1979 года он
был поставлен на боевое дежурство. 18
августа 1983 года на фоне крайнего обострения советско-американских отношений, вызванного развертыванием
советских БРСД на территории ГДР и истерией в связи с провозглашением США программы
СОИ, советское руководство выступило с заявлением о
замораживании работ по программе ПКО. Между тем
в США продолжаются испытания систем противокосмической обороны, и в
стратегии национальной безопасности США задаче ПКО придается
большое значение. Для справки: во
второй половине 80-х годов военно-политическое
руководство
Советского Союза неоднократно заявляло о том, что
при решении задач СОИ США у СССР есть адекватные и достаточно эффективные
способы ее нейтрализации. Нейтрализация всей программы
«звездных войн» была связана с боевыми возможностями системы ПКО. Советские
специалисты выдали государственному руководству предложения: не тратить на
собственную СОИ миллиардные суммы (по
этому пути пошел Вашингтон), а направить усилия на создание анти-СОИ - то есть системы перехвата и уничтожения
космических систем противника. В чем
выигрыш? Достаточно вывести из строя один два узловых элемента СОИ и
вся космическая система ПРО рассыпается,
сотни выведенных на орбиту спутников становятся бесполезными. Создать же
эффективное противоспутниковое оружие намного дешевле, к тому же в СССР оно к
тому времени практически было.
Данные предложения поддержало руководство страны - Советскому Союзу
не пришлось давать симметричный
ответ и выбрасывать на ветер гигантские средства. Создание систем ККП и ПКО диктовалось
научно-техническим прогрессом, с одной стороны, и гонкой вооружений в космосе,
с другой. Наличие этих войск в составе Вооруженных Сил СССР, Российской
Федерации служит серьезным сдерживающим фактором военных амбиций США, является
гарантией от нанесения безнаказанного
ракетно-ядерного удара по нашей стране.
В) Система противоракетной обороны
Первые
разработки системы ПРО относятся к 1953-
создания решалась в КБ-1 под руководством
генерального конструктора Григория Кисунько. В
·
парировать угрозу возможного ракетно-ядерного удара малого уровня;
·
повысить порог ответного ядерного реагирования;
·
обеспечить живучесть объектов высших звеньев управления, в том числе принимающих решения на ответные
действия;
·
в мирной обстановке или в начальный
период безъядерного конфликта обеспечить точной информацией о
космических объектах, а также поражение высотных гиперзвуковых целей, атакующих
город Москву.
А-135
способна защитить столицу от групп
баллистических ракет и их
ядерных блоков. Высокая эффективность системы достигнута применением принципиально новых технических решений по
организации боевых действий и
обеспечению устойчивости ее функционирования в условиях сложнейшей
ракетно-космической обстановки, а также при сбоях и отказах в ходе боевой работы
отдельных устройств и компонентов. Из всего состава системы следует
особо отметить многофункциональную радиолокационную станцию (МРЛС) «Дон-2Н» для
обнаружения, сопровождения целей и наведения на них противоракет.
Это уникальный
высокопотенциальный радиолокатор сантиметрового диапазона с полусферическим электронным обзором. Станция
способна обеспечить работу по целям на внеатмосферном и атмосферном
участках полета и работу по противоракетам
в условиях воздействия активных и пассивных помех.
В 1997
году ВКС и войска РКО были объединены с РВСН для повышения эффективности военно-космической
деятельности. Однако цели интеграции достигнуты не были. Кроме того, возник ряд
серьезных проблем из-за попытки чисто
механическим путем объединить в одном виде Вооруженных Сил ударную группировку наземных стратегических ядерных
сил и военно-космические формирования, обеспечивающие космической
информацией высшие звенья управления
страной и Вооруженными силами.
В связи с
этим, а также с учетом возрастания роли космических средств в системе безопасности России высшим
политическим руководством страны было
принято решение о создании на базе выделяемых из РВСН объединений, соединений и
частей запуска и управления КА, а также войск РКО нового рода войск -
Космических войск. При этом учитывалось, что космические силы
и средства РКО имеют единую сферу
решения задач - космос, а также
близкую кооперацию предприятий
промышленности, обеспечивающую создание и развитие средств вооружения.
2. Перспективы развития
Космических войск.
Чем же
продиктовано создание Космических
войск как самостоятельного рода Вооруженных Сил? Россия
никогда не имела и не имеет планов создания
и размещения на орбитах космических средств с оружием на борту. Более
того, Россия, как правопреемник СССР, в полном объеме соблюдает все существующие международные договоренности,
так или иначе затрагивающие вопросы использования космоса в военных целях. Еще
в 1981 году Советским Союзом был
разработан и предложен мировому сообществу проект договора < О
запрещении размещения в космическом пространстве оружия любого рода>,
имеющего целью запретить вывод на околоземные орбиты космических аппаратов с
любым оружием на борту. Это не было пропагандистской
акцией. Так, политическим руководством
СССР в 1983 году был объявлен односторонний мораторий на вывод в космическое пространство противоспутникового
оружия. Действие этого моратория
распространяется на все время, пока другие государства не
предпримут действия по выводу этого
оружия в космос. Несмотря на то, что
формальные основания для отмены
моратория имеются (вслед за его объявлением в 1984 году США провели испытания
своей противоспутниковой системы АСАТ
в космическом пространстве), Россия продолжает его
соблюдать. Недавно по ее инициативе
при активном участии Министерства обороны РФ проведена
международная конференция по
предотвращению милитаризации космического
пространства, приуроченная к 40-летию
со дня полета первого человека в космос. Форум
был призван выполнить двуединую
задачу рассмотрения как вопросов
недопущения вывода оружия в
космическое пространство, так и перспектив
мирного использования космоса.
Мировое сообщество должна более настораживать политика США в
области военного использования космического пространства.
Военно-политическое руководство США сохраняет свои планы по пересмотру
Договора по ПРО 1972 года, созданию ПРО с элементами космического базирования,
выводу в
космос химического лазера. В директиве министерства обороны США
«Космическая политика» объявлено, что
США рассматривают космос такой же средой, как
сушу, море или воздух, в которой будут осуществляться военные операции
в интересах обеспечения национальной
безопасности Америки. Этой же директивой
подтверждается, что США оставляют за собой право применения силы
для проведения боевых операций в
космосе, которые будут осуществляться с целью
оказания влияния на исход конфликта. Указанный документ не только
обеспечивает исполнение требований президентской директивы «Национальная
космическая политика» 1996 года о провозглашении космоса зоной жизненно
важных интересов США, но и отражает
качественно новый подход США к использованию
космоса в военных целях. Вот это - то и
должно беспокоить мировую
общественность. В декабре 2000 года завершила работу комиссия независимых экспертов США по вопросам военного космоса.
Возглавлял комиссию Д. Рамсфелд - нынешний министр обороны США. В ходе работы
комиссии активно обсуждались предложения о необходимости создания нового
вида вооруженных сил
США - военно-космических сил. Президент США Джордж
Буш - младший выступил 1 мая 2001
года в
университете национальной обороны
с программным заявлением
о дальнейших действиях своей администрации в сфере создания
системы национальной
противоракетной обороны. Высказывания Буша и его видение
дальнейшей системы стратегической стабильности в мире чётко показывают,
на что может рассчитывать мировое сообщество в лице США не только в
ближайшие четыре года президентского
срока Буша, но и в более далекой перспективе. Американский президент заявил,
что США будут создавать противоракетную оборону для защиты от новых угроз в мире. По
его словам, «ни один договор, который препятствует нам реагировать на
сегодняшние угрозы, который запрещает нам развивать многообещающие
технологии для обеспечения нашей безопасности, безопасности наших друзей и
союзников, не отвечает нашим интересам или
интересам обеспечения безопасности в мире». «Для того, чтобы
это сделать, нам необходимо выйти
за пределы 30-летнего Договора по ПРО, - сказал Буш. - Этот договор не
учитывает условия сегодняшнего дня или не дает указаний на будущее. Он сохраняет прошлое». Для
проведения консультаций по
проблемам противоракетной обороны из США в Москву 11 мая прибыла
представительная делегация. Но после завершения встреч экспертов России и США
вопросов по ПРО осталось больше, чем
ответов. Говоря об ответных мерах России, которые могут быть приняты в случае развертывания
НПРО США, первый заместитель
начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Валерий Манилов
заявил, что наша страна располагает достаточным, гарантированным интеллектуальным, технологическим,
научно-техническим и производственным потенциалом для того, чтобы эффективными и не дорогостоящими
мерами обеспечить свою
национальную безопасность, национальные интересы, а также безопасность и
интересы своих союзников. Российская сторона настаивает на
том, что разрушать здание стратегической стабильности,
которое создавалось почти сорок лет, не создав ничего нового, неразумно и
безответственно. Таким образом, учитывая
отношение администрации президента Джорджа Буша - младшего и
министерства обороны США к проблеме превращения космоса в зону
национальных интересов Америки,
качественно нового подхода к использованию космоса в военных
целях, перед Космическими войсками Вооруженных Сил Российской Федерации
стоят важнейшие задачи:
Кроме того, Космические
войска будут обеспечивать
космической информацией другие
федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации,
привлекаться для осуществления запусков космических аппаратов
по гражданской Федеральной космической программе России,
коммерческим программам и программам международного сотрудничества.
Соответствующими перспективными программами предусмотрено, что большинство
космических систем и комплексов, а
также элементов наземной
космической инфраструктуры будут разрабатываться, и эксплуатироваться
Космическими войсками и Российским авиационно-космическим агентством совместно, как средства двойного
(военного и гражданского) назначения. В
период с 2002 по 2010 г. планируется
определенное реформирование
Космических войск, в частности их сокращение за счет повышения эффективности
управления военно-космической деятельностью, оптимизации
орбитальной группировки и наземной космической инфраструктуры.