История становления, современный этап Космических войск.

     Летний период обучения 2001 учебного года личный состав нашего соединения, объединения ракетно-космической обороны начинало  в  составе  нового рода войск - Космических войск, созданных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации. Данное решение явилось результатом серьезной  проработки экономических, военно-технических  и  социальных  аспектов  реформы военной организации Российской Федерации.

     Под руководством Президента Российской Федерации 9  ноября  2000  года прошло заседание Совета безопасности по рассмотрению вопросов  реформирования военной организации государства в целом. Оно стало логическим продолжением заседания Совета безопасности, прошедшего 11 августа, а также  совещания членов Совета безопасности 27 сентября 2000 года. В результате  намечена программа действий на период до 2010 года по формированию  перспективного облика военной организации России, всех задействованных в военном строительстве структур государства. В январе 2001  года  Президент  РФ  утвердил План строительства и развития ВС РФ на 2001-2005 годы. При  его  разработке проведен детальный анализ состояния и перспектив развития военно-политической обстановки, всесторонне учтены реальная ситуация с состоянием Вооруженных Сил и возможности государства по их  военно - экономическому  обеспечению.

Главная цель строительства и  развития  Вооруженных  Сил  -  приведение  их структуры, состава и численности в соответствие с характером  и  направленностью угроз военной безопасности России, финансово-экономическими  возможностями государства. В соответствии с утвержденным Планом в  2001-2005  годах будет обеспечен планомерный переход к трех видовой структуре  Вооруженных Сил (Сухопутные войска, Военно-Воздушные Силы, Военно-Морской  Флот)  с повышением качественных параметров войск. В  их  числе,  прежде  всего  мобильность, управляемость, профессионализм, твердая  воинская  дисциплина  и правопорядок.

     Ракетные войска стратегического назначения преобразуются в  род  войск Вооруженных Сил с выведением из их состава войск ракетно-космической обороны, космических сил и средств. На их основе начато формирование нового  рода - Космических войск. Указом Президента Российской Федерации от 28  марта 2001 года командующим Космическими войсками назначен генерал-полковник Перминов Анатолий Николаевич (до назначения на эту должность - начальник Главного штаба - первый заместитель Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения). Следует подчеркнуть отличительную особенность  нынешнего этапа реформирования - его социальную направленность. Как заявил 11 мая на совещании Совета безопасности, посвященном решению социальных  проблем военнослужащих, Президент России В.В. Путин:  «Все  действия  в  области военных преобразований  нужно  предпринимать,  решая  неотложные  проблемы, имеющиеся в сфере материального обеспечения и социальных проблем военнослужащих. С этого нужно начинать». Данные слова подкреплены просчитанной программой поэтапного повышения денежного довольствия, решения  жилищных  проблем военнослужащих, в том числе за счет пролонгации Президентской  программы государственных жилищных сертификатов, срок действия которой истекает  в 2002 году.

     Космическая деятельность государства - важнейший признак общего экономического, технологического и военно-политического развития страны, престижа в мировом сообществе.

     В соответствии с Законом Российской Федерации «О  космической  деятельности» она относится к категории высших государственных  приоритетов  и осуществляется в интересах укрепления экономической,  научно-технической  и оборонной мощи России.

     Военной доктриной Российской Федерации определено, что основными целями применения Вооруженных Сил  являются  обеспечение  сдерживания  агрессии против России и ее союзников, а в случае развязывания военных действий, угрожающих национальным интересам, - вооруженная защита целостности и  неприкосновенности территории Российской Федерации. Качественно решать эти задачи в XXI веке без использования космических средств не представляется  возможным.

     Национальные технические средства контроля, к которым относятся космические средства разведки, обеспечивают заблаговременное получение  информации о состоянии вооруженных сил других государств. С помощью  этих  средств также осуществляется контроль соблюдения двусторонних и многосторонних международных договоров, соглашений и конвенций.

     Нельзя не сказать и о такой важнейшей функции, решаемой с помощью космических средств, как обеспечение управления страной, Вооруженными  Силами, в том числе группировками войск  (сил),  стратегическими  ядерными  силами. Неоценимый вклад вносят в решение этой важной задачи космические  комплексы и системы связи, ретрансляции и управления.

     Тенденция совершенствования вооруженных сил  наиболее  развитых  государств убедительно свидетельствует о непрерывно  возрастающей  роли  национальных космических средств в обеспечении высокой боевой готовности войск и сил флота. Анализ особенностей последних региональных  (локальных)  войн  и вооруженных конфликтов (в зоне Персидского залива в 1991 и  1999  годах,  в Югославии в 1999 году) показывает, что значительное влияние на их подготовку, ход и результаты оказало интенсивное использование  заранее  созданного единого информационного поля на основе космических комплексов и систем.

     Космические силы и  средства  позволяют  повысить  уровень  реализации имеющегося боевого потенциала Вооруженных Сил России в 1,5 --2 раза, а также обеспечивают возможность их качественного реформирования с учетом современных требований по своевременному стратегическому предупреждению и  высокой боевой готовности к немедленному отпору агрессии, оперативности  и  устойчивости боевого управления во всех звеньях, широкому  использованию  при ведении боевых действий высокоточного оружия, мобильности и постоянной  готовности к применению войск и сил флота Космические войска как  род  Вооруженных Сил - новая страница в истории Российской армии и в освоении  космоса. Но у них есть своя предыстория.

 

История  развития Военно-космических сил.

 

     Становление Военно-космических сил началось более четырех  десятилетий назад, когда 4 октября 1957 года наш  первый  искусственный  спутник  Земли возвестил миру о начале космической эры.

     Строительство Военно-космических сил проводилось в  условиях  коренных изменений геополитической и стратегической обстановки в мире, сохранения, а в ряде случаев и  обострения,  политических,  экономических,  национальных, территориальных, религиозных и иных противоречий между отдельными  государствами и внутри их, дробления военно-экономического потенциала СССР.

     Первые воинские формирования космического назначения в СССР  образованы во второй половине 50-х годов в составе Ракетных войск в связи с  подготовкой и запуском (4.10.1957 г.) первого  в  мире  искусственного  спутника Земли. К концу 50-х годов  организационная  структура  частей  космического назначения (космических частей) включала  испытательное  управление,  отдел инженерно-испытательной части и полигонный измерительный комплекс на Байконуре. Руководство работами по космической тематике  осуществлялось  Главным управлением вооружения Ракетных войск, в составе которого в 1960 году образовано специализированное управление ИСЗ и космических объектов  (начальник - генерал-майор инженерно-технической службы К.А.  Керимов).  В  1963  году принят на вооружение первый космический аппарат (КА)  военного  назначения, положивший начало использованию космического пространства в интересах  обороны страны. Для централизованного руководства созданием и применением космических средств в октябре 1964 года образовано Центральное управление космических средств (ЦУКОС) Министерства обороны  (начальник  -  генерал-майор Карась А.Г.) с подчинением РВСН, которое в марте 1970 года реорганизовано в Главное управление космических средств (ГУКОС) Министерства обороны с включением в его состав частей космического назначения. В 1961-1970  г.г.  осуществлялись запуски одиночных КА для выполнения отдельных  задач  разведки, связи и навигации. В 1971-80 г.г. созданы постоянно функционирующие  космические системы, предназначенные для ведения стратегической разведки,  обнаружения запусков баллистических ракет, боевого управления, стратегической и оперативной связи.

     Постепенно задачи, решаемые космическими частями, приобретали межвидовой характер. Этому также способствовали и растущие  возможности  космических средств. В результате к концу 70-х годов объективно возникло  и  начало обостряться противоречие между межвидовым характером решаемых задач и видовой подчиненностью военного космоса.

     В этих условиях руководством Министерства обороны  в  1981  году  было принято решение о выделении Главного управления космических средств (ГУКОС) из состава РВСН и подчинении его непосредственно Генеральному штабу. В 1986 году ГУКОС было преобразовано в Управление начальника  космич (УНКС).

     Этими решениями был дан импульс дальнейшему развитию космических сил и средств в интересах всех видов и родов войск Вооруженных Сил, особенно космических комплексов и систем, обеспечивающих деятельность Генерального штаба. В течение последующих 10 лет на вооружение было принято более 20 космических комплексов и систем, в том числе разведки, связи,  боевого  управления и ретрансляции, обеспечивающих выполнение именно межвидовых задач.

     В 1992 году УНКС было преобразовано в род войск центрального подчинения - Военно-космические силы (ВКС), в состав которых вошли  космодромы  Байконур, Плесецк, Свободный, а также Главный центр управления космическими  аппаратами военного и гражданского назначения.

     В ноябре 1997 года ВКС были расформированы, а Государственные  испытательные космодромы и Главный испытательный  центр  испытаний  и  управления космическими средствами, научно-исследовательский институт и Военная  инженерно - космическая академия им. А.Ф. Можайского включены  в  состав  РВСН. Для координации космической деятельности, а также организации  повседневной работы воинских частей и учреждений запуска и управления  КА  в  РВСН  было создано Управление космических средств, возглавляемое заместителем  главнокомандующего РВСН по космическим средствам - начальником Управления  космических средств. Командующими ВКС в различные периоды были:  генерал-полковник В.Л. Иванов (июль 1992-октябрь 1996 г.); генерал- лейтенант В.А.  Гринь (с ноября 1997 года - начальник Управления космических средств).

     За последние годы создана прочная юридическая  база  космической  деятельности. Ее основу составляют принятый в 1993 году Закон Российской Федерации «О космической деятельности», заложивший основы космического  законодательства в нашей стране, а также одобренная в 1996 году Правительством РФ «Концепция национальной космической политики России» на  10-летний  период, определяющая главные цели, принципы, приоритетные направления  и  первоочередные задачи политики России в области космоса.

 

Войска ракетно-космической обороны

     Создание 33 года назад и последующее развитие Войск  ракетно-космической обороны (РКО) (до 1993 года они  назывались  Войска  противоракетной  и противокосмической обороны) было обусловлено противостоянием двух сверхдержав - СССР и США, появлением и совершенствованием ракетно-ядерного  оружия, постепенным освоением космического пространства как  перспективного  театра военных действий, а в мирное время - как области ведения разведки и  противодействия ей. В 1967 году в США завершилось создание стратегической  триады. В ответ на эти угрозы Советский Союз приступил к разработке систем вооружения для ПРО, ПРН, ККП и ПКО. Специфика  решаемых  задач  предопределила дальнейшее развитие и объединение всех этих систем в единую -  РКО.  Основным заказчиком ее было определено Главное командование  Войск  ПВО.  Единым координационным органом по разработке и производству техники для РКО  стало в 1970 году Центральное научно-производственное объединение, ныне  Межгосударственная акционерная корпорация (МАК), «Вымпел». Длительное  время  факт существования войск РКО и их предназначение, имена всех должностных лиц нового формирования, а также ученых и  конструкторов  оставались  «тайной  за семью печатями». Даже в программе обучения в Военной академии  Генерального штаба, где готовились крупные военачальники, о войсках ПРО и ПКО до определенного времени умалчивалось, ограничиваясь общими  понятиями.  Войска  РКО

призваны решать следующие задачи:

     Время убедительно доказало оправданность создания  стратегической  ракетно - космической обороны, ибо благодаря ее наличию в течение нескольких десятилетий реализуется поддержание стратегического равновесия и предотвращение ядерной войны.

     А) Система предупреждения о ракетном нападении

     На СПРН возлагаются задачи получения и выдачи информации  предупреждения о ракетном нападении на пункты государственного и военного  управления, формирования информации предупреждения для системы ПРО и  выдачи  данных  о космических объектах для системы ККП. В состав СПРН входят две компоненты:

     Выработка данных от всех информационных средств  СПРН  космического  и наземного базирования, от  информационных  средств  ПРО  и  СККП  позволяет своевременно, точно и достоверно установить факт ракетного нападения, государство - агрессор, степень угроз системам боевого управления,  стратегическим ядерным силам с тем, чтобы военно-политическое  руководство  России  смогло принять решение об эффективном применении Вооруженных Сил адекватно  степени реализованной угрозы. Система предупреждения о  ракетном  нападении  играет важнейшую роль в поддержании стратегического равновесия и предотвращения ядерной войны. Она призвана обеспечить необходимым запасом времени  для принятия решения на удар возмездия. Агрессор должен  знать,  что,  если  он поднимет ракеты, мы успеем нанести ответно-встречный или ответный удар. При этом наиболее эффективным средством сдерживания является  ответно-встречный удар, позволяющий решить задачи сдерживания более экономичным путем при минимальных затратах на перевооружение стратегических ядерных  сил.  Если  же разрушить СПРН и минимальный ракетно-ядерный потенциал, необходимый для ответно-встречного удара, то произойдет значительное уменьшение  стратегической стабильности и у агрессора  может  появиться  соблазн  избежать  ответно-встречного удара. Роль системы ПРН на современном этапе возрастает.  Это обусловливается увеличением количества государств-обладателей ядерного оружия и средств его доставки, что приводит к  возникновению  «разнонаправленных» угроз ракетного нападения для России. Роль и значение СПРН  будет  нарастать также и по мере сокращения ядерных арсеналов у основных стран, владеющих им, потому что, чем меньше ракет в ударе,  тем  точнее  должны  быть данные для принятия решения на нанесение широкомасштабного  ответно-встречного удара. Исходя из установок новой военной доктрины, связанных  с  ядерным оружием, открытой позиции России относительно ее  права  на  применение ядерного оружия будет возрастать и роль СПРН как единственного средства или условия, определяющего принятие решения на применение своих  СЯС  Вместе  с тем, в результате распада СССР вопрос поддержания  в  боеготовом  состоянии радиотехнических узлов второго эшелона СПРН  резко  осложнился.  Радиолокационные станции СПРН оказались  на  территории  первоначально  шести  государств, затем пяти после демонтажа Скрундской РЛС. Подписанное 6 июня  1992 года главами государств СНГ соглашение, предусматривающее сохранение  узлов СПРН в единой системе, полностью своей задачи не решило. Эти объекты  стали собственностью тех государств, на чьих территориях они находятся. В связи с этим возникли серьезные проблемы с финансовым, тыловым и инженерным обеспечением узлов, а также комплектованием их призывным контингентом  и  офицерским составом. Кроме России и Украины ни одно из государств  не  вкладывает своих средств в обеспечение жизнедеятельности узлов. Большинство  действующих средств СПРН создавалось в период 1968-1978 г.г. и выработало свой технический ресурс. Определенная работа по продлению ресурса  ведется,  однако оперативное и качественное ее проведение затруднено недостатком  выделенных ассигнований. Вопрос усложняется еще и трудностями  размещения  заказов  на предприятиях-изготовителях, многие из которых находятся за  пределами  России. Нарушен порядок материально-технического обеспечения СПРН  и  особенно объектов, размещенных за пределами России. По проблемам финансового  характера возрастают трудности в поддержании боевой готовности  средств  первого эшелона. Выделяемые денежные средства далеки от соответствия объему  выполняемых работ по СПРН. А в периоды 1993-1994 г.г. и 1996-1998 г.г.  финансирование капитального строительства вовсе не велось. Видимо,  основным  направлением совершенствования системы  является  создание  национальной  СПРН России при условии всех международных обязательств, вытекающих из  Договора по ПРО 1972 года. Это связано с тем, что возможность  ответного  применения СЯС не должна быть поставлена в зависимость от  изменений  экономической  и политической ситуаций в соседних с Россией государствах. Изучение  динамики изменения времени предупреждения в зависимости от потерь РЛС  СПРН  показывает, что наибольший ущерб СПРН может быть нанесен  в  случае  утраты  всех РЛС, находящихся вне территории России. Однако закрытие даже одной  станции на территории какого-либо  государства  приведет  к  потере  наблюдения  за большим районом, откуда могут быть нанесены неконтролируемые ракетные  удары. Полное же отсутствие в России СПРН сделает невозможным нанесение ответно-встречного удара по стране-агрессору и резко снизит эффективность ответного удара. Компенсировать эти потери возможно только за  счет  наращивания СЯС, что в современных экономических условиях и  при  действии  ограничений Договора СНВ-1 и СНВ-2 практически невозможно. Новый этап развития  системы ПРН должен стать продолжением начатой во второй половине 90-х годов  разработки перспективных средств системы как первого, так и второго эшелона. Для первого - это путь разработки КА,  обладающих  более  высокой  надежностью, большим ресурсом, лучшей эффективностью и меньшими затратами на запуск. Для второго - это создание РЛС в сокращенные сроки с меньшими затратами на  капитальное строительство. Поэтапные работы развития или модернизации  системы ПРН на вышеизложенных принципах позволят создать космическую и  наземную группировки радиолокационных узлов, обеспечивающих  гарантированную  надежность нанесения ответно-встречного удара. Есть все основания полагать,  что в составе нового рода войск проблемы модернизации и совершенствования  СПРН будут продвигаться более быстрыми темпами с учетом геополитических и  стратегических интересов России.

     Б) Система контроля  космического  пространства  и  противокосмической обороны Силы и средства контроля космического  пространства  во  взаимодействии с информационными средствами СПРН, ПРО и другими информационными системами выполняют задачи контроля космического пространства и выдачи  информации о космической обстановке  на  пункты  управления  государственного  и военного руководства. Системой  определяются  характеристики  и  назначение всех космических аппаратов, а также состав орбитальных  группировок  космических систем России и иностранных государств с их распознаванием  и  выдачей целеуказаний комплексу ПКО на поражение назначенных космических  объектов. Она с высокой степенью надежности обеспечивает обнаружение,  распознавание и сопровождение иностранных ИСЗ, проходящих над территорией России  в условиях радиомолчания как на высокоэллиптических, так и стационарных орбитах, а также точно прогнозирует  сход  с  орбит  отечественных  космических объектов в штатных и аварийных ситуациях с точным  определением  времени  и места их падения. Система автоматически снимает информацию со средств обнаружения СПРН и ПРО по космическим объектам при прекращении существования  и схода их орбит по траекториям БР, чем повышается надежность СПРН  и  исключается выдача ложной информации предупреждения. К настоящему времени в  нашей стране создан единственный  центр  контроля  космического  пространства (ЦККП), оснащенный быстродействующими ЭВМ. ЦККП функционирует  в  автоматическом режиме, производя обработку информации о космических объектах на высотах до 40 тысяч километров. Данные поступают как от средств СПРН,  ПРО  и других источников, так и от собственных  специализированных  радиотехнических и оптико-электронных комплексов зондирования космического пространства. За время принятия на вооружение с 1992 года ЦККП продемонстрировал  высокую эффективность. Так, система контроля космического  пространства  обнаружила МКК «Шаттл» США, китайские ИСЗ серии «Чиком», обеспечила  контроль  испытаний противоспутниковой системы «АСАТ» США и первых экспериментов  по  программе СОИ «Дельта-180». Ею были определены районы падения отечественных  КА «Космос-954» с ядерной установкой в Канаде 24 января 1978 года в  безлюдном месте и КА «Космос-1402» в Атлантическом океане вблизи острова Вознесения 7 февраля 1983 года. В  1985  году  по  данным  СККП  к  многотонной  станции «Салют-13», обреченной на падение  с  непредсказуемыми  последствиями,  был подведен транспортный корабль «Союз Т-13» с космонавтами Джанибековым и Савиных. Станция была спасена. В марте нынешнего года СККП совместно со средствами нашего соединения работала по выполнению задачи затопления космической станции «Мир». В условиях возрастания роли космического пространства  в решении мирных и военных задач у СККП появляются новые задачи:

·         информационное обеспечение поддержки реализации Россией своих  прав

по использованию космического пространства;

·         информационное обеспечение  противодействия  средствам  космической разведки, в том числе для сохранения мобильной группировки СЯС;

·         экологический мониторинг космического пространства;

·         контроль за испытаниями и возможным развертыванием элементов  системы ПРО космического базирования.

     Разработка системы противокосмической обороны для  уничтожения  космических аппаратов противника проводилась по программе  «Истребитель  спутников» в ЦНИИ «Комета» под руководством академика Анатолия Савина совместно с главным конструктором ЦКБМ Владимиром Челомеем. К Концу 60-х годов был создан специальный автоматизированный комплекс ПКО. Он  состоял  из  наземного командно-вычислительного  и  измерительного  пункта  в  Подмосковье,   специальной стартовой площадке на полигоне Байконур, ракеты - носителя  и  космического аппарата-перехватчика с радиолокационной и тепловой головками самонаведения с осколочной боевой частью и ИСЗ-мишени для комплекта ПКО «Истребитель спутников». В августе 1970 года по целеуказаниям ЦККП  комплекс  ПКО «ИС-М» с тепловой головкой наведения впервые в мире поразил аппарат-мишень. СССР опередил США на 15 лет. В последующем на комплексе <ИС-М> была  проведена модернизация и 1 июля 1979 года он был поставлен на боевое  дежурство. 18 августа 1983 года на фоне крайнего обострения советско-американских  отношений, вызванного развертыванием советских БРСД на территории ГДР и истерией в связи с провозглашением США  программы  СОИ,  советское  руководство выступило с заявлением о замораживании работ по программе ПКО. Между тем  в США продолжаются испытания систем противокосмической обороны, и  в  стратегии национальной безопасности США задаче ПКО  придается  большое  значение. Для справки: во второй половине 80-х годов военно-политическое  руководство

Советского Союза неоднократно заявляло о том, что при решении задач СОИ США у СССР есть адекватные и достаточно эффективные способы  ее  нейтрализации. Нейтрализация всей программы «звездных войн» была связана с боевыми возможностями системы ПКО. Советские специалисты выдали государственному руководству предложения: не тратить на собственную СОИ миллиардные суммы (по  этому пути пошел Вашингтон), а направить усилия на создание анти-СОИ - то есть системы перехвата и уничтожения космических систем противника. В чем  выигрыш? Достаточно вывести из строя один два узловых элемента СОИ и вся  космическая система ПРО рассыпается, сотни выведенных на орбиту спутников становятся бесполезными. Создать же эффективное противоспутниковое оружие намного дешевле, к тому же в СССР оно к тому времени  практически  было.  Данные предложения поддержало руководство страны - Советскому  Союзу  не  пришлось давать симметричный ответ и выбрасывать на ветер гигантские средства.  Создание систем ККП и ПКО диктовалось научно-техническим прогрессом,  с  одной стороны, и гонкой вооружений в космосе, с другой. Наличие этих войск в составе Вооруженных Сил СССР, Российской Федерации служит серьезным сдерживающим фактором военных амбиций США, является гарантией от нанесения  безнаказанного ракетно-ядерного удара по нашей стране.

     В)  Система противоракетной обороны

     Первые разработки системы ПРО относятся к 1953-1954 г.г., когда  стало известно о  разработке  в  США  межрегиональных  баллистических  ракет  как средств нанесения ядерных ударов по объектам  на  территории  СССР.  Задача

создания решалась в КБ-1 под руководством генерального конструктора  Григория Кисунько. В 1959 г. был закончен эскизный проект системы  «А»  и  летом 1960 г. начались ее комплексные испытания. 4 марта 1961 г. впервые  в  мире противоракетой В-1000 (разработка  ОКБ-2,  руководимого  Петром  Грушиным), снаряженной осколочно - фугасной боеголовкой, была уничтожена  головная  часть баллистической ракеты Р-12, запущенной с полигона Капустин Яр. Успешное завершение испытаний имело не только военно-техническое,  но  и  политическое значение, поскольку в то время даже одиночная БР считалась абсолютным  оружием. Однако событие это в то время не получило должного резонанса в  стране Вызвано это было интенсивной подготовкой и успешным запуском  на  орбиту искусственного спутника Земли с человеком на борту  12  апреля  1961  года. Следует упомянуть, что американцам  удалось  достигнуть  такого  результата лишь через 23 года. Удачный эксперимент в марте 1961 года позволил  в  сжатые сроки к июню завершить проектирование системы ПРО  А-35,  предназначенной для перехвата и сопровождения одной или  малых  групп  боевых  ракет  с целью обороны Москвы. В 1971 году система А-35  принята  на  вооружение.  В проекте предусматривалось, что система создается для уничтожения  моноблочных баллистических ракет типа «Титан-2», «Минитмен-2», которые были  приняты на вооружение армии США в 1963 и 1965 годах. Одновременно  к  1967  году был создан экспериментальный образец системы «А-35» - «Алдан».  Так  было положено начало реальной боевой работе по перехвату баллистических ракет  в целях отработки системы, а в дальнейшем - обеспечению боевых  стрельб  подмосковными частями ПРО. Система «А-35» от начала строительства и до проведения испытаний создавалась 15 лет. В мае 1977 года на государственные  испытания была предъявлена система ПРО «А-35 М». Эта система стала  вооружением отдельного корпуса, которым командовал  генерал-майор  Н.И.  Родионов. Система ПРО «А-35 М» теперь была способна  с  определенными  ограничениями поражать сложные баллистические ракеты, а время на  подготовку  и  доставку противоракет с технической базы на открытые, наземного типа стартовые позиции в кризисной ситуации было сокращено. Система ПРО «А-35М» была  принята на вооружение и поставлена на боевое дежурство в 1978 году. Опыт создания и эксплуатации средств системы «А-35М» был использован в  дальнейшей  работе над системами предупреждения о ракетном нападении, противокосмической  обороны и контроля космического пространства. С оснащением МБР  США  головными частями, несущими от 3 до 14 боевых блоков наведения с  комплектом  средств преодоления ПРО, появились новые задачи. Их решила созданная новая  система А-135, разработанная под руководством  генерального  конструктора  Анатолия Басистова. Она работает в автоматическом режиме, включая обнаружение  целей с поражением боевых блоков МБР с исключением детонации их зарядов.  Система А-135 имеет стратегическое значение. Она совместно с другими стратегическими системами РКО гарантирует ответные действия СЯС. Боевые возможности системы позволяют:

·         парировать угрозу возможного ракетно-ядерного удара малого уровня;

·         повысить порог ответного ядерного реагирования;

·         обеспечить живучесть объектов высших звеньев управления, в том  числе принимающих решения на ответные действия;

·         в мирной обстановке или в начальный  период  безъядерного  конфликта обеспечить точной информацией о космических объектах, а также поражение высотных гиперзвуковых целей, атакующих город Москву.

     А-135 способна защитить столицу от групп  баллистических  ракет  и  их ядерных блоков. Высокая эффективность системы достигнута применением  принципиально новых технических решений по организации боевых действий и  обеспечению устойчивости ее функционирования в условиях сложнейшей ракетно-космической обстановки, а также при сбоях и отказах в ходе боевой  работы  отдельных устройств и компонентов. Из всего состава системы следует особо отметить многофункциональную радиолокационную станцию (МРЛС) «Дон-2Н» для обнаружения, сопровождения целей и наведения на них  противоракет.  Это  уникальный высокопотенциальный радиолокатор сантиметрового диапазона с  полусферическим электронным обзором. Станция способна обеспечить работу  по  целям на внеатмосферном и атмосферном участках полета и работу по  противоракетам в условиях воздействия активных и пассивных помех.

     В 1997 году ВКС и войска РКО были объединены с РВСН для повышения  эффективности военно-космической деятельности. Однако цели интеграции достигнуты не были. Кроме того, возник ряд серьезных проблем из-за попытки  чисто механическим путем объединить в одном виде Вооруженных Сил ударную  группировку наземных стратегических ядерных сил и  военно-космические  формирования, обеспечивающие космической информацией высшие звенья управления  страной и Вооруженными силами.

     В связи с этим, а также с учетом возрастания роли космических  средств в системе безопасности России высшим политическим руководством страны  было принято решение о создании на базе выделяемых из РВСН объединений, соединений и частей запуска и управления КА, а также войск РКО нового рода войск - Космических войск. При этом учитывалось, что космические  силы  и  средства РКО имеют единую сферу решения задач - космос, а также  близкую  кооперацию предприятий промышленности, обеспечивающую создание и развитие средств вооружения.

 

2. Перспективы развития Космических войск.

     Чем же продиктовано создание Космических  войск  как  самостоятельного рода Вооруженных Сил? Россия никогда не имела и не имеет планов создания  и размещения на орбитах космических средств с оружием на борту.  Более  того, Россия, как правопреемник СССР, в полном объеме соблюдает все  существующие международные договоренности, так или иначе затрагивающие вопросы использования космоса в военных целях. Еще в 1981 году Советским Союзом был  разработан и предложен мировому сообществу проект договора < О запрещении размещения в космическом пространстве оружия любого рода>, имеющего целью запретить вывод на околоземные орбиты космических аппаратов с любым  оружием  на борту. Это не было пропагандистской акцией. Так, политическим  руководством СССР в 1983 году был объявлен односторонний мораторий на вывод в  космическое пространство противоспутникового оружия. Действие этого моратория  распространяется на все время, пока другие государства не предпримут  действия по выводу этого оружия в космос. Несмотря на то, что  формальные  основания для отмены моратория имеются (вслед за его объявлением в 1984 году США провели испытания своей противоспутниковой системы АСАТ  в  космическом  пространстве), Россия продолжает его соблюдать. Недавно по  ее  инициативе  при активном участии Министерства обороны РФ проведена международная  конференция по предотвращению милитаризации космического  пространства,  приуроченная к 40-летию со дня полета первого человека в космос. Форум  был  призван выполнить двуединую задачу рассмотрения  как  вопросов  недопущения  вывода оружия в космическое пространство, так и перспектив  мирного  использования космоса. Мировое сообщество должна более настораживать политика США  в  области военного использования космического  пространства.  Военно-политическое руководство США сохраняет свои планы по пересмотру Договора по ПРО 1972 года, созданию ПРО с элементами космического базирования, выводу  в  космос химического лазера. В директиве министерства обороны США «Космическая  политика» объявлено, что США рассматривают космос такой же средой, как  сушу, море или воздух, в которой будут осуществляться военные операции в  интересах обеспечения национальной безопасности Америки. Этой же директивой  подтверждается, что США оставляют за собой право применения силы для  проведения боевых операций в космосе, которые будут осуществляться с целью  оказания влияния на исход конфликта. Указанный документ не  только  обеспечивает исполнение требований президентской директивы  «Национальная  космическая политика» 1996 года о провозглашении космоса зоной жизненно важных  интересов США, но и отражает качественно новый подход США к использованию  космоса в военных целях. Вот это - то и  должно  беспокоить  мировую  общественность. В декабре 2000 года завершила работу комиссия независимых  экспертов США по вопросам военного космоса. Возглавлял комиссию Д. Рамсфелд -  нынешний министр обороны США. В ходе работы комиссии активно обсуждались предложения о необходимости создания нового вида  вооруженных  сил  США  -  военно-космических сил. Президент США Джордж Буш - младший выступил 1 мая  2001 года  в  университете  национальной  обороны  с  программным  заявлением  о дальнейших действиях своей администрации в сфере  создания  системы  национальной противоракетной обороны. Высказывания Буша и его  видение  дальнейшей системы стратегической стабильности в мире чётко показывают, на что может рассчитывать мировое сообщество в лице США не только в ближайшие  четыре года президентского срока Буша, но и в более далекой перспективе. Американский президент заявил, что США будут создавать  противоракетную  оборону для защиты от новых угроз в мире. По его словам, «ни один  договор,  который препятствует нам реагировать на сегодняшние угрозы,  который  запрещает нам развивать многообещающие технологии для обеспечения нашей безопасности, безопасности наших друзей и союзников, не отвечает нашим интересам или  интересам обеспечения безопасности в мире». «Для того,  чтобы  это  сделать, нам необходимо выйти за пределы 30-летнего Договора по ПРО, - сказал Буш. - Этот договор не учитывает условия сегодняшнего дня или не дает указаний  на будущее. Он сохраняет прошлое». Для проведения  консультаций  по  проблемам противоракетной обороны из США в Москву 11 мая прибыла представительная делегация. Но после завершения встреч экспертов России и США вопросов по  ПРО осталось больше, чем ответов. Говоря об ответных мерах России, которые  могут быть приняты в случае развертывания НПРО США,  первый  заместитель  начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Валерий Манилов заявил, что наша страна располагает достаточным, гарантированным  интеллектуальным, технологическим, научно-техническим и производственным потенциалом для  того, чтобы эффективными и не дорогостоящими мерами  обеспечить  свою  национальную безопасность, национальные интересы, а также безопасность и интересы своих союзников. Российская сторона настаивает  на  том,  что  разрушать здание стратегической стабильности, которое создавалось почти сорок лет, не создав ничего нового, неразумно и безответственно. Таким образом,  учитывая отношение администрации президента Джорджа Буша - младшего  и  министерства обороны США к проблеме превращения космоса в  зону  национальных  интересов Америки, качественно нового подхода к использованию космоса в  военных  целях, перед Космическими войсками Вооруженных Сил Российской Федерации стоят важнейшие задачи:

  1. Компенсация снижения боевого потенциала Вооруженных Сил при  сокращении их численности за счет наращивания возможностей информационных космических комплексов и систем.
  2. Повышение эффективности применения этих комплексов и систем за счет усиления централизации руководства военно-космической деятельностью.
  3. Максимальная концентрация ответственности за обеспечение ВС  информацией.
  4. Обеспечение непрерывного контроля районов старта баллистических  ракет, разведка космического пространства и выдача информации  предупреждения о ракетном нападении на пункты управления Верховного  Главнокомандования  и Генерального штаба.
  5. Контроль космического пространства, сбор, обработка,  хранение  информации о характеристиках и назначении космических аппаратов, выдача  данных о космической обстановке на пункты управления государственного и  военного управления страны.
  6. Проведение подготовки и запусков КА в интересах обороны и  безопасности, а также социально-экономического развития России.

Кроме того, Космические войска  будут  обеспечивать  космической  информацией  другие  федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, привлекаться для осуществления запусков космических  аппаратов  по  гражданской  Федеральной космической программе России, коммерческим программам и программам международного сотрудничества. Соответствующими перспективными программами предусмотрено, что большинство космических систем и комплексов, а  также  элементов наземной космической инфраструктуры будут разрабатываться, и эксплуатироваться Космическими войсками и  Российским  авиационно-космическим  агентством совместно, как средства двойного (военного и гражданского)  назначения. В период с 2002 по 2010  г.  планируется  определенное  реформирование Космических войск, в частности их сокращение за счет повышения эффективности управления  военно-космической  деятельностью,  оптимизации  орбитальной группировки и наземной космической инфраструктуры.

    

Hosted by uCoz