Чем же продиктовано создание Космических войск как самостоятельного рода Вооруженных Сил? Россия никогда не имела и не имеет планов создания и размещения на орбитах космических средств с оружием на борту. Более того, Россия, как правопреемник СССР, в полном объеме соблюдает все  существующие международные договоренности, так или иначе затрагивающие вопросы использования космоса в военных целях. Еще в 1981 году Советским Союзом был разработан и предложен мировому сообществу проект договора «О запрещении размещения в космическом пространстве оружия любого рода», имеющего целью запретить вывод на околоземные орбиты космических аппаратов с любым  оружием на борту. Это не было пропагандистской акцией. Так, политическим руководством СССР в 1983 году был объявлен односторонний мораторий на вывод в космическое пространство противоспутникового оружия. Действие этого моратория распространяется на все время, пока другие государства не предпримут действия по выводу этого оружия в космос. Несмотря на то, что формальные основания для отмены моратория имеются (вслед за его объявлением в 1984 году США провели испытания своей противоспутниковой системы АСАТ в космическом пространстве), Россия продолжает его соблюдать. Недавно по ее инициативе при активном участии Министерства обороны РФ проведена международная конференция по предотвращению милитаризации космического пространства, приуроченная к 40-летию со дня полета первого человека в космос. Форум был призван выполнить двуединую задачу рассмотрения как вопросов недопущения вывода оружия в космическое пространство, так и перспектив мирного использования космоса. Мировое сообщество должна более настораживать политика США в области военного использования космического пространства. Военно-политическое руководство США сохраняет свои планы по пересмотру Договора по ПРО 1972 года, созданию ПРО с элементами космического базирования, выводу в космос химического лазера. В директиве министерства обороны США «Космическая  политика» объявлено, что США рассматривают космос такой же средой, как сушу, море или воздух, в которой будут осуществляться военные операции в интересах обеспечения национальной безопасности Америки. Этой же директивой подтверждается, что США оставляют за собой право применения силы для проведения боевых операций в космосе, которые будут осуществляться с целью оказания влияния на исход конфликта. Указанный документ не только обеспечивает исполнение требований президентской директивы «Национальная космическая политика» 1996 года о провозглашении космоса зоной жизненно важных интересов США, но и отражает качественно новый подход США к использованию космоса в военных целях. Вот это - то и должно беспокоить мировую общественность. В декабре 2000 года завершила работу комиссия независимых экспертов США по вопросам военного космоса. Возглавлял комиссию Д. Рамсфелд - нынешний министр обороны США. В ходе работы комиссии активно обсуждались предложения о необходимости создания нового вида вооруженных сил США - военно-космических сил. Президент США Джордж Буш - младший выступил 1 мая  2001 года в университете национальной обороны с программным заявлением о дальнейших действиях своей администрации в сфере создания системы национальной противоракетной обороны. Высказывания Буша и его видение дальнейшей системы стратегической стабильности в мире чётко показывают, на что может рассчитывать мировое сообщество в лице США не только в ближайшие четыре года президентского срока Буша, но и в более далекой перспективе. Американский президент заявил, что США будут создавать противоракетную оборону для защиты от новых угроз в мире. По его словам, «ни один договор, который препятствует нам реагировать на сегодняшние угрозы, который запрещает нам развивать многообещающие технологии для обеспечения нашей безопасности, безопасности наших друзей и союзников, не отвечает нашим интересам или интересам обеспечения безопасности в мире». «Для того, чтобы это сделать, нам необходимо выйти за пределы 30-летнего Договора по ПРО, - сказал Буш. - Этот договор не учитывает условия сегодняшнего дня или не дает указаний на будущее. Он сохраняет прошлое». Для проведения консультаций по проблемам противоракетной обороны из США в Москву 11 мая прибыла представительная делегация. Но после завершения встреч экспертов России и США вопросов по ПРО осталось больше, чем ответов. Говоря об ответных мерах России, которые  могут быть приняты в случае развертывания НПРО США, первый заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Валерий Манилов заявил, что наша страна располагает достаточным, гарантированным интеллектуальным, технологическим, научно-техническим и производственным потенциалом для того, чтобы эффективными и не дорогостоящими мерами обеспечить свою национальную безопасность, национальные интересы, а также безопасность и интересы своих союзников. Российская сторона настаивает на том, что разрушать здание стратегической стабильности, которое создавалось почти сорок лет, не создав ничего нового, неразумно и безответственно. Таким образом, учитывая отношение администрации президента Джорджа Буша - младшего и министерства обороны США к проблеме превращения космоса в зону национальных интересов Америки, качественно нового подхода к использованию космоса в военных целях, перед Космическими войсками Вооруженных Сил Российской Федерации стоят важнейшие задачи:

1.                       Компенсация снижения боевого потенциала Вооруженных Сил при сокращении их численности за счет наращивания возможностей информационных космических комплексов и систем.

2.                       Повышение эффективности применения этих комплексов и систем за счет усиления централизации руководства военно-космической деятельностью.

3.                       Максимальная концентрация ответственности за обеспечение ВС информацией.

4.                       Обеспечение непрерывного контроля районов старта баллистических ракет, разведка космического пространства и выдача информации предупреждения о ракетном нападении на пункты управления Верховного Главнокомандования и Генерального штаба.

5.                       Контроль космического пространства, сбор, обработка, хранение информации о характеристиках и назначении космических аппаратов, выдача данных о космической обстановке на пункты управления государственного и военного управления страны.

6.                       Проведение подготовки и запусков КА в интересах обороны и безопасности, а также социально-экономического развития России.

Кроме того, Космические войска будут обеспечивать космической информацией другие федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, привлекаться для осуществления запусков космических аппаратов по гражданской Федеральной космической программе России, коммерческим программам и программам международного сотрудничества. Соответствующими перспективными программами предусмотрено, что большинство космических систем и комплексов, а также элементов наземной космической инфраструктуры будут разрабатываться, и эксплуатироваться Космическими войсками и Российским авиационно-космическим агентством совместно, как средства двойного (военного и гражданского) назначения. В период с 2002 по 2010 г. планируется определенное реформирование Космических войск, в частности их сокращение за счет повышения эффективности управления военно-космической деятельностью, оптимизации орбитальной группировки и наземной космической инфраструктуры.

ВЫВОД: Создание Космических войск продиктовано реальным возрастанием роли национальных космических комплексов и систем в информационном обеспечении деятельности Вооруженных Сил и является важнейшим элементом дальнейшего укрепления обороны и безопасности страны.

 

________________

Hosted by uCoz